• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:57 

Семинар по синтезатору АНС

www.etheroneph.com
16:55 

Поэтика труда и машин

www.etheroneph.com
Источник: книга «Осадная башня штурмующих небо. Избранные цитаты из Великой французской энциклопедии» (перевод и комментарии Ю. Соколова)

Статья Дидро «Искусства» является превосходным введением в философию техники французского материализма. Опираясь на материалистическую традицию, и прежде всего на философское наследство великого английского мыслителя-пророка Ф. Бэкона, Дидро в самом начале даёт такое определение науки вообще, «дисциплины», которое связывает её с человеческим действием, практикой. Ясная мировоззренческая перспектива, ориентация на реальность во всём позволила французским материалистам XVIII века в Энциклопедии быстро и эффективно решить ту задачу, которая оказалась не под силу Королевской Академии наук со всем её штатом: дать описание практики материального производства во Франции. Основываясь на таком понимании науки, Дидро в этой превосходной статье далее решительно воюет с антично-феодальными предрассудками относительно «искусств» (ремёсел), связанных с приложением физического труда, показывает органическую связь теории и практики, науки и производства.

Читать далее: Поэтика труда и машин

16:53 

Философия техники

www.etheroneph.com
Большую часть главы занимет рассуждение о философии вообще и о её значении, что тоже почитать будет не лишним.

Источник: В.Н.Попкова «Антропология техники».

Прежде чем приступить к рассмотрению философских подходов, анализирующих технику, сформулируем цель нашего исследования. Допустим, мы к концу книги получим представление о том, как видят философы причины сегодняшнею положения дел с технической реальностью. А зачем это нужно? Разве философы являются властителями дум в средствах массовой информации? Разве к ним прислушиваются власть имущие, принимая судьбоносные решения? Наконец (перейдя к современной прагматической аргументации), разве люди, избравшие профессию философа, сумели показать пример успешного устройства собственной судьбы, чтобы придать своим суждениям о судьбе человечества цену в глазах тех. кто ценит лишь успех, подтвержденный материально?

Эти вопросы задаются достаточно часто и заслуживают того, чтобы ответить на них перед тем, как затратить время на написание этой монографии или её прочтение. Сформулируем всё, что можно сказать в защиту важности философского дискурса для современной цивилизации в целом и философии техники в частности. Перечислим, что даёт философия человеку и обществу... и проверим, востребовано ли большинством людей то, что она может дать.


Читать далее: Философия техники

16:51 

Искусство и развитие личности

www.etheroneph.com
Источник: Д.М. Угринович «Искусство и религия», 1982 год.

...В настоящей главе в центре внимания – проблема соотношения искусства и атеизма, роли искусства в системе атеистического воспитания. Освещение этой проблемы потребует выяснения роли искусства в развитии личности. Вместе с тем необходимо остановиться на антиклерикальных и атеистических традициях в истории народного и профессионального искусства, а также осмыслить опыт решения атеистической темы в советском искусстве.

В истории эстетики и искусствознания было немало концепций, которые пытались трактовать сущность искусства и характер его воздействия на людей, вычленяя отдельные его стороны и абсолютизируя их. Одни теоретики доказывали, что сущность искусства состоит в том, чтобы творить красоту и доставлять людям эстетическое наслаждение, и что поэтому искусство чуждо обыденным интересам повседневной жизни людей, их материальным и социально-политическим проблемам. Другие, напротив, подчеркивали, что искусство есть прежде всего особая форма познания действительности, что оно помогает людям глубже и полнее постигать реальные проблемы их жизни, воспитывает в них то или иное отношение к миру. Третьи выделяли субъективное, творческое начало в искусстве, рассматривая его прежде всего как «самовыражение художника». Четвертые доказывали, что искусство в основе своей есть средство общения между людьми, особая знаковая система, и т.д.


Искусство и развитие личности

16:49 

Народное творчество и христианская церковь

www.etheroneph.com
Источник: Д.М. Угринович «Искусство и религия», 1982 год.

Исследования последних десятилетий во многом углубили и обогатили наши представления о народном художественном творчестве как в Западной Европе, так и в России, внесли много нового и в понимание сложных взаимоотношений между народным искусством и христианской церковью.

Книгой, открывшей принципиально новый этап в исследовании народного художественного творчества эпохи средневековья, явилась работа известного советского литературоведа М. М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», опубликованная в 1965 г. В этой книге автор впервые убедительно показал существование в системе средневековой и ренессансной западноевропейской культуры особого слоя, который он назвал «народной смеховой культурой». М. М. Бахтин включил в него три основных элемента: во-первых, обрядово-зрелищные формы (празднества карнавального типа, различные площадные смеховые действа); во-вторых, словесные смеховые (в том числе пародийные) произведения разного рода – устные и письменные, на латинском и народных языках; наконец, в-третьих, различные формы и жанры фамильярно-площадной речи (ругательства, божба, клятва, и т. п.).


Читать далее: Народное творчество и христианская церковь

16:48 

Антиклерикальные и атеистические тенденции в искусстве прошлого

www.etheroneph.com
Источник: Д.М. Угринович «Искусство и религия», 1982 год.

История свободомыслия и атеизма теснейшим образом связана с историей искусства. Скептическое отношение к официальным религиозным верованиям, а то и прямое неверие в богов находили свое проявление в древних рабовладельческих государствах первоначально не столько в форме абстрактных философско-теоретических рассуждений, сколько в виде поэм, песен, стихотворений, нравоучительных рассказов, наконец, драматических произведений. Одно из наиболее древних произведений этого рода – это «Песнь арфиста», найденная среди египетских папирусов (другой её вариант обнаружен на стене одной из гробниц) и датируемая специалистами XIVв. до н. э. Автор этой песни выражает свои сомнения в существовании загробной жизни, т. е. отрицает один из главных устоев древней египетской религии.

Читать продолжение: Антиклерикальные и атеистические тенденции в искусстве прошлого

17:30 

Ответы на вопросы

www.etheroneph.com
Это ответы на вопросы читателей на статьи «Человекосеть. Зарождение Галаксии» и «Магия реальности. Расширение границ восприятия».

Минувшей осенью я решил провести небольшой эксперимент и кинул пару ссылок на свои статьи некоторым интересным мне личностям. Идея о том, что если хочешь получить отзыв – обратись лично, сработала. Хотя я получил не совсем то, что планировал, но, тем не менее, мне понравилось делиться идеями с нужными людьми.

Какие-то положительные отзывы и наиболее креативные ответы, а так же предложения/пожелания я публиковать не буду, ограничусь только вопросами/уточнениями. Большинство вопросов я творчески переформулировал, некоторые неявные вопросы задал явно, чтоб было понятнее, так что, обойдёмся без копирайта.

Сделаю небольшую ремарку. Я обратил внимание, что некоторые мыслят прямо (линейно, «по-инженерски») тогда, когда желательно начать мыслить более абстрактно (научно). Это не наезд, а просто свойственная многим особенность, с которой я столкнулся на старой работе, когда у меня зародилась мысль писать кандидатскую диссертацию на тему, которой я занимался по роду своей деятельности. Но у меня была серьёзная проблема – я не мог подняться выше от своих инженерско-производственных задач, не цепляясь за частности, а найти и вычленить научную проблему, рассмотреть её, решить, и уже от неё прийти к конкретной практической (производственной) реализации. Это мне потом всё объяснили, да и то, понял я не сразу.


Читать далее: Ответы на вопросы

17:29 

Магия реальности. Расширение границ восприятия

www.etheroneph.com
Магия и оккультные практики лежали в основе познания мира прачеловека. Люди, на заре своего культурного и научного становления, словно слепые котята, лишь вчера появившиеся на свет, начинали тыкаться мордами туда и сюда и пищать, пищать, познавая... нет, пока ещё не мир, а всего лишь условную "корзинку", в которой они родились. Не все люди, а лишь те, которых вёл Голод... Голод познания – чувство, которое требует удовлетворения и которое сильнее звериных инстинктов. Они использовали свои скудные навыки, пользовались теми примитивными инструментами, которые у них были, наблюдали, делали выводы, закладывая основы того, чего мы сейчас достигли и чего знаем. Пользовались пока ещё кристальной чистотой девственного разума и открытостью перед природой, пытались постичь её секреты. И достигли в этом немалых успехов, если вспомнить уровень древних цивилизаций Греции, Египта, Китая.

Научному познанию мира всего-навсего 400-500 лет. Хотя первые научные методы исследования реальности появились намного раньше на Востоке и в Древней Греции, но за практически 1000 лет серого Средневековья, разрушений, мракобесия, кровавых войн, костров инквизиции и буйства Чёрной Смерти, все эти знания, если и не обнулились, то очень серьёзно пострадали и оскудели. Пятьсот лет – что это за срок, по сравнению с несколькими десятками тысяч лет истории человечества? Мы лишь в самом начале пути и с точки зрения исторического процесса наши современные научные достижения выглядят немногим лучше древних магических ритуалов или алхимических опытов. Позитивным является то, что технический прогресс развивается чуть ли не в геометрической прогрессии, а вот превратится ли такое интенсивное развитие в экстенсивное – покажет время.

Вся современная наука и научный подход к познанию мира вышли оттуда – из древности и тех простых способов исследования реальности. Несмотря на свою условную примитивность, древние смогли создать очень сложную картину мира (и это лишь то, что дошло до наших дней и то, что мы смогли расшифровать и понять), построить и описать систему взаимоотношений боги-люди-мир, показывая и наличие абстрактного мышления, и способности комплексно подходить к описанию мира, и способности наблюдать и делать выводы, и желание взаимодействовать с реальностью на всех уровнях.

Читать далее: Магия реальности. Расширение границ восприятия

17:28 

Тёмные культы: проверка на вирусы сознания

www.etheroneph.com
Тёмное течение в России, быстро вспыхнув в прошлом, ныне сошло на нет, как только прошёл первый энтузиазм и увлечённость чем-то таинственным и, как казалось, многообещающим. Ключевое слово здесь — "казалось". Несоответствие декларируемых целей и методов прямым результатам стало уже настолько очевидным, что чаще является поводом для насмешек, чем для сочувствия. Громкие слова бесполезны, когда речь заходит о реальных делах. И то, что современное Тёмное течение не смогло предложить по сути никакой рабочей стратегии действия или хотя бы вразумительных целей, привело её к вырождению и распаду до уровня множества мелких религиозных культов, слишком слабых, чтобы составить конкуренцию любой иной религии, и слишком похожих на любую иную религию, чтобы предоставить человеку основу для изменений и инструменты работы с социумом. У современных Тёмных концепций в активе редко можно встретить реальную практику с социумом, с сознанием, обдуманную стратегию действий. Все основные их достижения — это вычурные, но однообразные ритуалы, не приносящие заметного для стороннего наблюдателя эффекта, килобайты одноликих текстов-воззваний, в которых безмерный пафос явно доминирует над смыслом, и потоки сознания, которые приносят разве что моральное удовлетворение, но опять же не способствуют кардинальным переменам или пониманию того, что конкретно можно было бы сделать для достижения таких перемен в социуме. Прибавим сюда тотальную разобщённость носителей Тёмной идеологии, причиной которой часто являются всего лишь споры о метафизике, неспособность кооперироваться, и мы получим достаточно полную картину того, что кроется за словами "Знание, открытое Адом" — для большинства это всего лишь скорлупа метафизических догм, данных якобы в откровении.

Читать далее: Тёмные культы: проверка на вирусы сознания

17:21 

Человекосеть. Зарождение Галаксии

www.etheroneph.com
Вопрос о развитии человека и человечества будоражит умы уже не одну сотню лет. Проблема в том, что полностью представить реальную картину будущего и каким будет тот путь, по которому будет двигаться человечество в своём развитии, никто не может, и все вещают исключительно со своей колокольни – учёные, религиозники, фантасты, экономисты...

Я хотел бы описать одну идею на тему будущего человечества, основанную на кое-каких исследованиях, собственных размышлениях, научной фантастике и объединяющую под собой некоторые темы, которые меня интересуют.

Рассуждая, я основывался на постулатах, которые, как некие реперные точки, помещу в тексте этой статьи.

Первый постулат: определяющими функциями личности (или человека в метафизическом смысле слова) являются познание и созидание (творчество).

Познание есть сбор и анализ информации об окружающей реальности. Творчество – это создание новых объектов реальности, способных сохранять и передавать информацию, эмоции, чувства и воплощающих персональный взгляд личности на реальность. Процесс творчества так или иначе связан с познанием и характеризуется анализом окружающей реальности, выявлением особенностей уже известных объектов, формирование их сочетаний и новых качеств. Эти две функции личности, как я уже сказал, являются основополагающими или базовыми, наравне с такими насущными физиологическими потребностями как еда, сон, секс. Без этих базовых функций, конечно, можно вполне себе спокойно жить (как многие и делают), но будет ли это существо личностью?

Читать далее: Человекосеть. Зарождение Галаксии

17:20 

Общность. Познание и созидание

www.etheroneph.com
Недавно мне открылся смысл одной моей навязчивой идеи, который я довольно долгое время не мог осознать и как-то формализировать. Она просто была во мне, "грызла" меня... Я понял наконец-то, зачем я интуитивно исследовал, искал, читал, находил и пр... Ладно, буду последовательным...

...Воспринимая социум как некую хаотичную систему, я люблю наблюдать за блуждающими в нём векторами (трендами) и выявлять их направление и точки, из которых они исходят. Это сложно, конечно, но интересно. При этом надо быть достаточно "подкованным" - много читать, думать и пр... Это процесс... В подавляющем большинстве случаев, как я заметил, этими "точками" оказываются те самые пресловутые человеческие заморочки, "человеческое, слишком человеческое", которое проявляется даже в макрополитике, а не только в локальных группах...

Все ждут "конца света". Понятное дело, что если этот "конец" наступит в ближайшее время, то это будет не упавший на голову метеорит и не всемирный потоп... "Конец света" будет касаться человечества, как системы психосоциальных связей. Что сейчас мы и наблюдаем – общество потребления, потеря смыслов, ложь, искажение действительности, лицемерие... Ну вы и без меня знаете... Рекомендую прочитать короткий рассказ Лавкрафта 'Переживший человечество', хоть и не совсем по теме, но атмосферу передаёт великолепно!

Читать далее: Общность. Познание и созидание

17:19 

Час истины

www.etheroneph.com
Натолкнулся на интересную передачу «Час истины» и, посмотрев один из выпусков про Древнюю Русь, у меня появилась пара мыслей. В принципе, возможно, что банальщина, но тем не менее...

По-поводу принятия христианства. Представим себя на месте Владимира. Что и как он думал, когда принимал такое важнейшее и очень ответственное решение? Как думают современные начальники-бюрократы? Как правило, с трудом и очень часто, почти всегда, советуются – ради самого совета, так и для того, чтобы немного размазать ответственность. Очень редко руководители высшего уровня принимают решения самостоятельно, ни с кем не советуясь. Помните сталинское – «какие ваши предложения?»

Читать дальше: Час истины

18:42 

Телгармониум Таддеуша Кэхилла

www.etheroneph.com
Это мой собственный перевод англоязычной статьи про первый серийно выпускающийся электрический синтезатор - Телгармониум. Просто нельзя не написать про этого монстра! Перевод, возможно, несколько куцый, но в рунете подробной статьи нет.

Идея.

В 1890-х годах живущий в Вашингтоне (округ Колумбия) Таддеуш Кэхилл совмещал два занятия - юриспруденцию и изобретательство. До изобретения Телгармониума Кэхилл в основном разрабатывал различные устройства для роялей и пишущих машинок. В 1893 году, когда он развлекался с телефонным аппаратом, пытаясь передать музыку по телефонной линии, у Кэхилла появилась идея создания Телгармониума. Вплоть до 1920-х годов не было возможности усилить электрический сигнал. Так, что бы услышать звук через телефон, необходимо было поднести трубку к уху. Кэхилл понял, что если бы он мог сгенерировать достаточно мощный сигнал и приделать к приемнику телефонного аппарата раструб типа грамофонного, то он мог бы транслировать музыку через телефон, так чтобы ее мог слышать целый зал. Он полагал, что если бы он смог передавать музыку через телефон с надлежащей громкостью, то мог бы сделать небольшой бизнес, передавая музыку в гостинницы, рестораны и даже частные дома. Таким образом, по большей части Кэхилл изобрел то, что сегодня мы знаем как "мюзак" (музыка для бэкграундов, в телефонах, магазинах, метро и т.п.). В 1896 году он создал работающий прототип и подал заявку на патент. В 1898 году патент был предоставлен, он получил номер 580,035 и название "Искусство создания аппаратуры для распространения музыки посредством электричества". В этом патенте Кэхилл использовал термин "синтезирование". Это доказывает то, что Телгармониум был действительно первым синтезатором.

Читать полностью: Телгармониум Таддеуша Кэхилла

@темы: ретрозвук

18:40 

Машинное искусство

www.etheroneph.com
Математический и структурный подходы к искусству, к эстетике имеют достаточно богатую "докибернетическую" традицию. Так, можно указать на цикл работ русских и советских теоретиков, объединявшихся в 10-х — 20-х годах нашего века под эгидой ОПОЯЗа ("Общества по изучению поэтического языка"), о ряде исследований зарубежных ученых и деятелей искусства, например, Д. Биркгофа, М. Гика, П. С. Сервьена, П. Валери и др. Уже тогда — задолго до книги Винера "Кибернетика" — вокруг проблемы "искусство — наука" кипели споры. В качестве примера приведем слова советского литературного критика Вяч. Полонского.
"Наука работает понятиями, искусство — образами. Это значит: наука — абстрактна, искусство — конкретно. Наука имеет дело с миром логическим, искусство - с миром чувств. Наука разрабатывает законы, искусство строит из живой плоти. В науке — формулы, в искусстве - формы. В науке — логика, в искусстве - воображение. Наука размышляет, искусство переживает. В науке — расчет, в искусстве — эмоция. В науке - цифры, в искусстве — цветы. Наука бесстрастна. Искусство, наоборот, живет страстями. Наука — рациональна, искусство — интуитивно. Наука живет отвлечениями, искусство, напротив, — в запахах, красках, в ощущениях, чувствах" [99].
По мнению английского ученого и писателя Ч. Сноу, исторические особенности внутреннего развития интеллектуальной жизни людей привели к поляризации культуры: мир искусства образовался на одном из её полюсов, мир науки – на другом; принято полагать, что их разделяет пропасть непонимания, и это, по мнению Сноу, "по-настоящему трагично". Однако, предполагает он, "столкновение двух дисциплин, двух систем, двух культур, двух галактик – если не бояться зайти так далеко! – не может не высечь творческой искры" [100, с. 89]. В самом деле, речь должна идти не столько о взаимоотталкивании, сколько об установлении новых, доселе непривычных, но плодотворных связей между ними.

Читать полностью: Машинное искусство

@темы: гнозис

18:17 

Футуризм язычества.

www.etheroneph.com
Человек наблюдающий и размышляющий представляет собой систему "человек-реальность" и просто не в состоянии объективно эту реальность познать или как-то оценить/измерять, т.к. вносит существенные погрешности самим своим существованием в этой системе. Таким образом, идея о том, что "человек – это то, что необходимо преодолеть" и добавим – для познания объективной реальности, вполне себе имеет смысл. Человек – лишний (чужеродный?) элемент и все антропоцентрические высокопарные термины, как то "вера", "мораль", "любовь", "истина" и пр. и пр. всего лишь попытка не учитывать человека при "расчётах", точнее – хоть как-то компенсировать подобными "заплатками" его "глюки". Получается некий дуализм: человек – единственная (пока?) сущность, обладающая разумом и способная оценивать реальность, делать выводы, запоминать и синтезировать... А с другой стороны – этот же человек обладает очень ограниченным "измерительным аппаратом", да и его "бортовой компьютер" глючит со страшной силой и сбоит...

Познаваемую человеком реальность можно представить как совокупность всех философских знаний, религий и верований (науку я пока вообще не трогаю). По аналогии с разложением сложного сигнала на синусоиды. Для не технарей, поясню: сколь угодно сложный сигнал можно представить как сумму простых синусоид соответствующей частоты и амплитуды. Если же представить объективную реальность в виде сложного сигнала, то все эти человеческие учения, теории и религии как раз и будут теми простейшими синусоидами, которые в сумме всего лишь приблизятся к нашему исходному сигналу, но никогда не будут на 100% ему соответствовать (да ещё и паразитные шумы появятся). Усугубляет ситуацию то, что наш сигнал (объективная реальность) – бесконечно сложной формы, с частотными, фазовыми и амплитудными модуляциями и прочими радиотехническими радостями, а познания человека в данный период развития ограничены двумя-тремя гармоническими колебаниями.

Читать полностью на сайте: Футуризм язычества

@темы: мировоззрение

18:14 

Первая запись.

www.etheroneph.com
Планирую репостить сюда статьи с моего сайта Противодействие энтропии. Хватит ли ещё и на это сил - не знаю, посмотрим.

@темы: ссылки

Противодействие энтропии

главная