16:23 

Немного околополитических постов

www.etheroneph.com


Немного околополитических постов в новом блоге на сайте

Выборы

Голосуй и проиграешь!

О СМИ, политике и «хомяках»


18:49 

Подборка статей про футуризм

www.etheroneph.com

Л.Руссоло "Динамизм автомобиля"

Футуризм. Будущее без 'будущего' из книги В.С.Турчина "По лабиринтам авангарда"

Футуризм - глава из брошюры "История и теория искусств", автор П.С. Коган

Футуризм и прошлое - из журнала "Аполлон", 1913 год

Футуризм, война и отношение с фашизмом - глава из книги "Авангард в культуре XX века"

Будущее искусство - статья Андрея Белого

Об искусстве будущего - взгляд А.Н.Толстого

18:59 

Гастев и ЦИТ

www.etheroneph.com
20:35 

Мировоззрение

www.etheroneph.com
Новые мировоззренческие статьи.




...Противодействие будет в любом случае, но у каждого оно будет своим. Кто-то будет против давящей Системы, кто-то – против своего скотского окружения, кто-то будет тупо с кулаками доказывать свою истинность, кто-то будет преодолевать себя... Не бывает халявы. Можно, конечно, купить после работы какую-нибудь умную книжонку, прочитать чужие мысли, покивать головой, мол, «согласен», чтобы после этого возникло чувство, что вроде как и сам «продвинулся» чуть дальше... Но это не так, это такое же потреблятство...

Читать полностью на сайте: Свобода и андеграунд




Познавать мир можно разными способами, хотя способов этих не так много. Один из источников познания – это мы сами. Человек является единственным универсальным инструментом, доступным нам. В этом и заключается парадокс! Мы являемся единственными разумными существами (пока?), способными к анализу, накоплению и передаче информации. И в то же время мы сами ещё далеко не изучены – не до конца изучены наши возможности по восприятию мира. Более того – адекватность нашего восприятия окружающей реальности весьма противоречива и вызывает много вопросов. Получается даже так, что чем больше мы познаём себя как исследовательский инструмент, тем больше возникает вопросов.

Читать полностью на сайте: Фильтр



Ищу... Ищу непонятых и отверженных обществом философов, рефлексирующих личностей, замороченных исследователей бытия. Прежде всего, писателей, эссеистов, просто размышляющих людей, выражающих своё мировосприятие в различных формах литературного творчества. Если это ещё будет приправлено фантазиями, снами, видениями и оригинальной прозой (стихи тоже можно, но я их не очень воспринимаю) – будет вообще замечательно. Ищу тех, кто ведёт личные мировоззренческие дневники (не блоги, а именно вне Сети) с размышлениями о мироздании, о социуме, о том, что происходит вокруг, с персональным и выстраданным взглядом на жизнь. Я ищу тех, кто пишет «в стол», т.к. показать кому-то стеснительно, и «всё равно никому не нужно». Спешу вас обрадовать – нужно. Мне. Пришло время выйти из тени!

Читать полностью статью-объявление: Непонятое, отверженное, настоящее...

17:11 

Цветомузыка/Светомузыка

www.etheroneph.com
Небольшая подборка статей на одну тему.

Светомузыка

Цветомузыка

Поющая радуга


23:57 

Денис Ramallah «4384 дня рефлексии»

www.etheroneph.com


В самом начале 2000-х, при поиске информации об индустриальной культуре, я натолкнулся на сайт «Не для позитивных» (Not4Pos). Автор сайта, называющий себя Ramallah, помимо атмосферных фотографий, выкладывал также и описания собственных переживаний, рассказывал о чувствах, эмоциях, снах, творчестве...

Эти записи определённым образом повлияли на меня, даже в чём-то вдохновили, поэтому мне будет жаль, если они сгинут в неизвестности. Вот я и решил собрать их в единое повествование, серьёзно отредактировать, оформить и издать это в виде электронной книги в рамках своего проекта.

Фактически это не книга в привычном смысле этого слова. Тут нет сюжета, почти нет диалогов, есть только рассуждения и одиночество отдельного человека, заблудшего в лабиринтах социума и отношений, потерявшегося в суете большого города, среди стекла, бетона и заброшенных промышленных зон...

Книга будет интересна всем, кто интересуется человеческими отношениями, психоделическими состояниями, эмоциями, индустриальной культурой (фотографией и музыкой), а так же тем, кто соскучился по настоящим чувствам и искренности – почти позабытыми в наш цифровой век.

По этой ссылке можно прочитать отрывки из книги и скачать полную версию в виде pdf-файла


02:39 

Супрематизм. Мир как беcпредметность

www.etheroneph.com


Что представляет себе обычный человек, когда слышит фамилию Малевич? Разумеется, сразу представляется Чёрный супрематический квадрат. Но мало кто знает, что у Малевича была разработана целая мировоззренческая концепция (конечно же тесно переплетающаяся с искусством и творчеством), что он очень любил писать и описал свои идеи, которых хватило аж на пять томов сочинений.

В чём интерес для меня: оригинальный взгляд на искусство и творческий процесс, как отражение познания реальности. В концепции Малевича основной упор сделан на передаваемые (вызываемые) искусством чувства и ощущения, чистые в своей естественной первозданности.

Мир как беспредметность

Супрематизм

18:46 

Арсений Авраамов

www.etheroneph.com


Подборка статей про Арсения Михайловича Авраамова – выдающегося деятеля раннесоветского авангарда, создателя знаменитой "Симфонии гудков", фольклориста, приверженца микротональной музыки, музыкального теоретика, одного из создателей т.н. "рисованного звука" и пр.

* Отрывок из книги "Приключения Реварсавра

* Статья о самом Авраамове Арсений Авраамов - открыватель новых звуковых миров

* Уникальный материал из пролеткультовского журнала "ГОРН": Описание "Симфонии гудков" от самого Авраамова.

* В этой статье Авраамов выступает во всей красе своих идей: здесь и размышления о музыке будущего, и его любимая микрохроматика, и зачатки синтеза звука, и синтетического искусства: Грядущая музыкальная наука и новая эра истории музыки И обо всём этом он писал сто лет назад!

* Статья Авраамова про микрохроматику на примере этнической музыки: У истоков великой проблемы

* Философская статья Авраамова В дебрях эстетики (интуиция или эрудиция?)

* Нельзя обойтись и без критической статьи: Л.Л.Сабанеев "Ультрахроматическая полемика" в которой известный музыковед и критик пытается "развенчать" некоторые идеи Авраамова.


20:36 

Искусство шумов

www.etheroneph.com


В прошлом 2013 году исполнилось ровно 100 лет со дня написания знаменитого манифеста Луиджи Руссоло "Искусство шумов", намного опередившего своё время и задавшего направление музыки, которая начала серьёзно развиваться только спустя лет сорок...

Про шумогенераторы "Интонарумори", можно почитать по ссылке.


00:29 

Государственная Академия Художественных Наук

www.etheroneph.com
Абстрактным (метафизическим) произведением искусства будет являться некий объект реальности, созданный личностью, и выражающий то, что эта личность познала и обработала, выполняя свои основные функции. Про произведение искусства имеет смысл говорить лишь тогда, когда есть соз(и)датель и потребитель. Таким образом, произведение можно рассматривать с двух разных точек зрения – со стороны передатчика (создателя) и со стороны приёмника (потребителя). Понятное дело, что сейчас приёмников гораздо больше, чем передатчиков, и в идеале (так сказать, в условном обществе будущего) их количество должно сровняться и отдельно взятая личность будет выполнять сразу две функции – как приёмника, так и передатчика, притом эти функции будут на гораздо более высоком уровне, чем они находятся сейчас, а воплощение основных функций личности (познания и созидания) преобразуется в метафизический акт создания синтетического произведения искусства.

Помимо теоретических и творческих разработок Вагнера, Скрябина, Белого, Чюрлёниса и др., существовала также государственная организация, которая подходила к этой задаче с точки зрения науки - это Государственная Академия художественных наук (годы функционирования 1921-1930)

Без сомнения, ГАХН - интересная и потрясающая по своей задумке организация, целью которой было "всестороннее научное исследование вопросов искусства и художественной культуры". Академия подразделялась на три отделения: психо-физическое, социологическое и философское и охват рассматриваемых проблем и смежных областей был поистине огромным. В подборке ниже можно узнать подробности.

Государственная Академия художественных наук

Структура ГАХН в трёх частях

Забытая академия

О ГАХН

03:41 

www.etheroneph.com



Конечно, навеяно текущими событиями. Но напишу без конкретики, абстрактно.

Гражданская война сначала начинается в головах, а потом уже вырывается наружу. А то, что "зародить" в головах хомячков (не только из интернет-среды) можно что угодно – было с успехом продемонстрировано.

Например, один из многочисленных трендов нынче – это постулирование (как факта) наличия в обществе различных фобий: укро-, амеро-, юдо-, гомо- и других. Прямо так в лоб и спрашивают, отвечай, мол, почему у тебя такая-то фобия! По моим наблюдениям, никаких фобий в реале нет (ну есть, конечно, но процент их настолько незначительный, что даже о каких либо тенденциях говорить не приходится). Подобные фобии (и рознь) разжигают люди, определённых жизненных устоев (из журношлюшечной среды, являясь "шестёрками" разномастных политиканов и/или олигархов) и, как правило, "эхо-московской" национальности. Но они не вызывают даже ненависти. А зачем их ненавидеть, коли у них природа такая? А вот, те, кто, не имея своего мнения, ведётся на всё это – эти да, ничего кроме ненависти не вызывают...

По поводу геев скажу отдельно. Многие помнят 90-е. И что, сколько геев тогда убили, расстреляли, "сожгли сердца"? Нисколько! Был Боря Моисеев, все знали, кто он такой. И что? Ничего. Был Пенкин. И что? Было ещё несколько персонажей. Была истерия по этому поводу в СМИ? Нет. Всем было насрать. А сейчас эта "фобия" ОЧЕНЬ активно пиарится и разжигается. Зачем? Подумайте на досуге, но всегда помните: о чём бы ни шла речь, всегда подразумеваются деньги... ;-)

читать дальше

15:34 

www.etheroneph.com
19.04.2014 в 17:06
Пишет r-impertinent:

кажется, мы начали забывать, зачем нужен интернет
eLibrary.ru — Научная электронная библиотека
Поиск российских научных публикаций стоит начинать именно с этого сайта. В зависимости от журнала, в системе есть: доступные для скачивания статьи, закрытые статьи (которые можно купить и скачать), и статьи, для которых есть только описательная информация (авторы, название, журнал и т.д.).
С 2005 г. в Научной электронной библиотеке (НЭБ, eLIBRARY.ru) создаётся «Российский индекс научного цитирования» (РИНЦ, Science Index). Цель проекта заключается в создании отечественной библиографической базы данных по научной периодике (типа Scopus).

Google Scholar — Академия Google
Поиск научных публикаций на разных языках (в том числе русском) стоит начинать именно с этого сайта. Скорее всего, содержит самый большой в мире индекс по научно-образовательным материалам с открытым бесплатным доступом. Также показывает цитирования (например, можно посмотреть, кто и где ссылается на ваши статьи). Можно настроить автоматическую отправку оповещений на ваш email о появлении новых материалов по ключевым словам, по автору и т.д.

читать дальше
оригинальный пост

URL записи

00:49 

Отсекая веру

www.etheroneph.com
Любой исследователь реальности при формировании собственной персональной мировоззренческой системы рано или поздно сталкивается с понятием веры. Вопрос веры ему придётся решать, и от того, как он его решит, зависит очень многое. Я думаю, что от этого зависит вообще дальнейшее продвижение в Неизвестность.

Многие доходят до некоего рубежа, когда уже нет сил ползти дальше, когда уже устал и «через не могу» перестаёт работать. Тогда и налетают различные «соблазны»: религии, церкви, секты, гуру, учителя – все те, кто предлагает этакие «тёплые местечки», где можно отдохнуть, расслабиться. Ведь ты так устал и, думая, «а почему бы и нет», принимаешь их предложение. А потом наступает момент, когда ты сам себе задаёшь вопрос: а зачем двигаться дальше? Тебе ведь и тут хорошо! Ты оглядываешься и понимаешь – вроде вот оно, всё приготовлено, постель застелена, можно прилечь, посмотреть представление. Далее ты начинаешь врать самому себе: всё это – именно то, к чему ты полз, наконец-то цель достигнута, смыслы определены, идея найдена. Но у тебя нет самого главного – понимания того, что все эти «цели», «смыслы» и «идеи» не твои, а ты просто обменял их на свою свободу, возможность познавать и творить, принял их, не заметив даже, что они сильно выцвели, истлели и потрёпаны от использования теми, кто был здесь до тебя...

Читать продолжение на сайте


21:37 

Гравюры

www.etheroneph.com


Гравюры почему-то оказывают на меня совершенно волшебное действие и вызывают необычное чувство (появляется что-то вроде медитативной эйфории). Но не все, конечно. Например, к гравюрам Доре я совершенно ровно отношусь, а максимальный эффект вызывают как раз не бурные фантазии художников, а наоборот – запечатлённые фрагменты окружающей реальности, быта, оружия, архитектуры, а так же различного рода иллюстрации к древним книгам.

Гравюры мне нравились с давних времён, ещё с подросткового возраста. Однажды я даже купил какие-то самоучители по рисованию тушью, т.к. эта техника очень похожа на гравюру. Но, к сожалению, что-либо внятное нарисовать не получилось – не хватило усидчивости...

Тем, кто заинтересовался, предлагаю посмотреть у меня в блоге небольшую подборку гравюр из журнала "Всемирная иллюстрация" (годы издания 1869-1898). Качество, конечно, плохое, но что есть...

20:20 

Конфигурация

www.etheroneph.com


Давайте вспомним фильм "Бразилия", в котором самый обычный "маленький человечек", "винтик в системе", благодаря незначительной случайности и совершенно неосознанно вызвал деструктивные процессы, если и не поломавшие (искусственную и враждебную) систему полностью, то уж точно, причинившие ей серьёзный урон.

Или фильм "Пункт назначения", в котором показано, что достаточно всего лишь кого-нибудь пихнуть или окликнуть в нужное время и в нужном месте, для того, чтобы цепочка причинно-следственных связей привела бы к очень серьёзным последствиям.

И конечно, нельзя не вспомнить вечную классику: Брэдбери "И грянул гром" и одноимённый художественный фильм.

Что объединяет все эти произведения?

читать дальше

(c) Источник <- это тоже мой блог ;-)

19:34 

Чюрлёнис и проблема синтеза искусств

www.etheroneph.com


Статья известного русского философа Вячеслава Иванова, опубликованная в сборнике «Борозды и межи. Опыты эстетические и критические», Москва, 1916 год.

Текст мне показался довольно сложным и несколько художественным. Приятной неожиданностью для меня оказались интересные мысли об одиночестве (в эзотерическом, а не в социальном смысле).

Пара замечаний. Из текста я вдруг понял, что в своих рассуждениях Иванов исходит из неверной предпосылки, противоречащей классическому определению «синтетического искусства», которое выдвигал Вагнер – это не механическая связь различных типов искусств (как думал Иванов), а некая новая сущность, новая независимая от старых форм и видов искусств концепция. И опять же, почему у Скрябина получался синтез (как теоретически, так и практически), а Иванов говорит, что это невозможно, т.к. противоречит неким законам?

По поводу приписываемой Скрябину «божественности». О том, как именно «Скрябин взывал к божественности», можно узнать непосредственно из скрябинских записок. Вдвойне странно то, что В. Иванов знал Скрябина лично, но, тем не менее, выдвигает относительно Александра Николаевича совершенно безосновательные теории, а это лишний раз говорит о том, что ближайшее окружение Скрябина совершенно не воспринимало его всерьёз, не понимало и не принимало идей великого композитора.

Желание Иванова «притянуть за уши» к абсолютно независимой от религии концепции синтетического искусства отечественное православие (укрепляя тем самым духовность скрепами) со всеми его внешними атрибутами – иконами, богослужением и пр., в принципе, понятно. Но, увы, попытка, естественно, не удалась. Сколько напильником не дорабатывай, но из куска ржавого железа высокоточная деталь никак не получится. Кстати, эти же идеи продвигал (разрабатывал) и П.П.Флоренский (см. его статью «Храмовое действо как синтез искусств», в ней ничего особенно полезного нет и на сайт я её помещать не буду – ищите в Сети)

Апелляции к эллинскому искусству да ещё и через призму христианства тоже весьма спорны (и это ещё мягко говоря), т.к. что христианство сделало с эллинской культурой – всем известно.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Визионарное творчество Чюрлёниса граничит с ясновидением. Всего любопытнее и убедительнее этот духовидец тогда, когда он ставить себе задачу уже иррациональную для живописи, когда он непосредственно отдаётся своему дару двойного зрения. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят. Всё вещественное, как бы осаждаясь в другой, низший план творения, оставляет ощутимым только ритмически и геометрически принцип своего бытия. Само пространство почти преодолевается прозрачностью форм, не исключающих, но как бы вмещающих в ce6я соседние формы. Эта геометрическая прозрачность кажется попыткой приблизиться к возможностям зрительной сигнализации такого созерцания, при котором наши три измерения недостаточны...

19:25 

М.К.Чюрлёнис

www.etheroneph.com


Источник: журнал «Аполлон», №5, 1911 год. Автор: Сергей Маковский

Есть художники, судьба которых обрывается, как грустная, полувнятная песнь. Они приходят к нам, одинокие, загадочные, с руками, полными сокровищ, желая рассказать много – о чудесах далёких, о странах мечты нездешние, но внезапно уходят, не открыв своей тайны... Недолгая жизнь Чюрлёниса – тоже недопетая песнь. Смерть ревниво увела его от нас в ту минуту, когда казалось – вот-вот из рук его польются сокровища и осветятся сумерки его мечты...

Да, недопетая песнь. По отношению к Чюрлёнису это не только метафора. Его творчество – музыка в той же степени, как живопись; в иных случаях – даже больше музыка, чем живопись. Свои фантастические картины он действительно пел, выражая нежными красками, узорами линий, всегда причудливой и необычайно индивидуальной композицией какие то космические симфонии... В его душе звуки непосредственно претворялись в зрительные образы, в миры призраков, в волшебные свитки то кошмарно-жутких, то райских видений; в его душе из звуков возникали хоры ангелов и крылатые всадники, невиданные города и сказочные горы, вихри облаков, принимающие формы воинов и зверей, вереницы солнц и лун, вселенские радуги, огненные круги преисподней, таинственные шатры небесных сфер...

Читать статью на сайте

19:18 

Особенности пространственно-временного мышления Чюрлёниса

www.etheroneph.com


Источник: В.М.Федотов «Музыкальные основы творческого метода Чюрлёниса», 1989 год.

«Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней» [1]. Вся история развития учения о пространстве и времени является подтверждением верности и прозорливости положения В.И. Ленина. На протяжении почти всей истории естествознания и философии существовали две концепции пространства и времени. Одна из них идёт от древних атомистов – Демокрита, Эпикура и Лукреция. Они понимали пространство как однородную и бесконечную пустоту. Вторая концепции – от Аристотеля, согласно которому, пространство есть совокупность мест тел, а время – «число движений»; время, в отличие от движения, течёт равномерно.

Первую концепцию развивал Ньютон, воспринимавший пространство и время как особые начала, существующие независимо от материи и друг от друга.

Концепцию Аристотеля развил Лейбниц. Для него пространство – это порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга; время – это порядок сменяющих друг друга явлений или состоянии тел. Иными словами, у Лейбница пространство и время – это единство множественностей со всеми их сущностными взаимосвязями.

Огромным скачком в учении о пространстве и времени стали научные открытия и обобщения Маркса и Энгельса, согласно которым «...основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства».

Читать далее на сайте

19:14 

Б.А.Леман «Чюрлёнис»

www.etheroneph.com


Источник: книга Б.А.Лемана «Чюрлёнис» (оригинальное название «Чурлянис») из серии иллюстрированных монографий «Современное искусство», 1916 год.
— — — — — — —

Чувство ритма – вот то основное чувство, что влечёт нас к искусству. Не к какой-либо определённой форме его, а именно к самому факту воплощения этого основного содержания искусства.

Во всём разнообразии форм художественного творчества мы неизменно находим лишь попытку тем или иным путём вызвать для нас основной ритмический импульс, подчиняющей себе всю совокупность деталей (отдельных логических моментов) данного произведения и созидающих из хаоса отдельных звуков или красочные пятен одно стройное целое. Этому целому, т. е. данной форме, мы, в зависимости от технических средств, которыми пользовался художник, даём название скульптуры, сонаты, картины, в то время как сам импульс, давший рождение художественному произведению, неизменно остаётся на плоскости какой-либо формы творчества, будучи одинаково присущ каждой из них, как красота данного произведения.

Вот почему быть может никогда не окажется превзойдённой в иных областях художественного творчества та непосредственность передачи родившего произведение искусства импульса, которую мы находим в музыке.

21:19 

А.Кушнир, С.Гурьев «Золотое подполье» и размышления на тему

www.etheroneph.com
Меня интересует мировая и отечественная анеграундная рок-пресса. Но лишь недавно я смог найти время и прочитать книгу А.Кушнира и С.Гурьева «Золотое подполье». Книга, правда, старая уже – 1994 года, но в данном случае этот факт никакого значения не имеет, тем более, что основные издания там описаны. Книга пробудила в моей памяти старые размышления, о которых наконец-то могу написать.

В ту далёкую эпоху проблем, даже чисто технического характера, как в музыке, так и в самиздательском деле, было навалом. Я как-то не задумывался, но ведь логично предположить, что для издания худо-бедно приличным тиражом (хотя бы несколько десятков экземпляров) своего журнала, необходимо было иметь доступ к копировальному оборудованию. А как было дело с этим в СССР? Плохо. Сами копиры (в быту – ксероксы) появились поздно и были лишь на военных предприятиях (других предприятий тогда не было), соответственно, и доступ к ним был строго ограничен. Но голь на выдумки хитра и правдами, и неправдами, но доступ к аппаратуре получали те, кому это было действительно нужно. В принципе, это та же проблема, что и у музыкантов – невозможность не то что нормально, а вообще хоть как-то записаться! Как появились копиры – тут же появились и самиздатовские журналы. Как появились магнитофоны – так появились и музыкальные группы.

Но были и внутренние проблемы, которые были более деструктивны, чем все технические и политические тяжести вместе взятые. Я думаю, что это всё из-за того, что наша страна такая большая. Вот в какой-нибудь Норвегии или Австрии, где можно доплюнуть от одной границы до другой без особых усилий, все друг друга знают и поддерживают, а у нас... А у нас многие интересные творческие начинания заканчивались, так толком и не начавшись, не потому, что КГБ наезжало, и не потому, что денег или возможностей работать не было, нет... А из-за уродских ничем не обоснованных амбиций, из-за непомерно раздутого собственного эго некоторых персонажей, из-за немотивированного пафоса. Эта проблема не только рок-прессы, а вообще отечественного музыкального андеграунда как такового, или даже шире – практически любой деятельности, связанной с творческими и межличностными отношениями. Откуда это появилось – я так и не понял, но это тема для отдельного исследования...

Читать полностью на сайте: А.Кушнир, С.Гурьев "Золотое подполье" и размышления на тему

Противодействие энтропии

главная