Уже давно хотел написать на данную тему, но всё никак не получалось. В итоге, скомпилировал материал из нескольких небольших статеек (список внизу) с добавлением своего. Получился обзор в режиме дайджеста. В общем, помещаю, как есть. Главное, что начало положено...
Размышления о том, куда движется искусство, занимали различных мыслителей с тех времён, когда это самое искусство появилось. Если воспринимать искусство как язык описания познаваемой реальности, то окажется, что доступных нам выразительных средств порой не хватает. Таким образом, решая постоянно «висящую» перед ними задачу по расширению художественных средств, мастера двигались вперёд.
Синтетическое искусство... Формирование этой концепции началось около 150 лет назад с Вагнера, но он не был изобретателем. Он был тем, кто вычленил и формализовал идею, облёк её в некую оболочку, дав определение. До Вагнера концепцию синтетического искусства выдвигали такие учёные и философы, как Шеллинг, Шлегель, Гёте и другие, преимущественно немецкие. Хотя корни этой концепции лежали в гораздо более глубокой древности – в античном театре, древних мистериях и ритуалах.
Читать полностью на сайте: Gesamtkunstwerk