Меня интересует мировая и отечественная анеграундная рок-пресса. Но лишь недавно я смог найти время и прочитать книгу А.Кушнира и С.Гурьева «Золотое подполье». Книга, правда, старая уже – 1994 года, но в данном случае этот факт никакого значения не имеет, тем более, что основные издания там описаны. Книга пробудила в моей памяти старые размышления, о которых наконец-то могу написать.
В ту далёкую эпоху проблем, даже чисто технического характера, как в музыке, так и в самиздательском деле, было навалом. Я как-то не задумывался, но ведь логично предположить, что для издания худо-бедно приличным тиражом (хотя бы несколько десятков экземпляров) своего журнала, необходимо было иметь доступ к копировальному оборудованию. А как было дело с этим в СССР? Плохо. Сами копиры (в быту – ксероксы) появились поздно и были лишь на военных предприятиях (других предприятий тогда не было), соответственно, и доступ к ним был строго ограничен. Но голь на выдумки хитра и правдами, и неправдами, но доступ к аппаратуре получали те, кому это было действительно нужно. В принципе, это та же проблема, что и у музыкантов – невозможность не то что нормально, а вообще хоть как-то записаться! Как появились копиры – тут же появились и самиздатовские журналы. Как появились магнитофоны – так появились и музыкальные группы.
Но были и внутренние проблемы, которые были более деструктивны, чем все технические и политические тяжести вместе взятые. Я думаю, что это всё из-за того, что наша страна такая большая. Вот в какой-нибудь Норвегии или Австрии, где можно доплюнуть от одной границы до другой без особых усилий, все друг друга знают и поддерживают, а у нас... А у нас многие интересные творческие начинания заканчивались, так толком и не начавшись, не потому, что КГБ наезжало, и не потому, что денег или возможностей работать не было, нет... А из-за уродских ничем не обоснованных амбиций, из-за непомерно раздутого собственного эго некоторых персонажей, из-за немотивированного пафоса. Эта проблема не только рок-прессы, а вообще отечественного музыкального андеграунда как такового, или даже шире – практически любой деятельности, связанной с творческими и межличностными отношениями. Откуда это появилось – я так и не понял, но это тема для отдельного исследования...
Читать полностью на сайте: А.Кушнир, С.Гурьев "Золотое подполье" и размышления на тему